Почему жесткий бюджет убивает вашу компанию и как это исправить уже сегодня

Высокая скорость изменений на рынке мешает бизнесу чувствовать себя уверенно, делать прогнозы. А бюджет компании вообще успевает устареть до того, как его составят. Что делать? Нужно переходить на более гибкое бюджетирование. Во время очередной встречи Клуба Про бизнес финансовый директор и руководитель проекта CFOs Territory Наталия Гуринович рассказала, как это сделать. Публикуем важные тезисы выступления.
— Бюджетирование — это инструмент не только для финансового директора или аналитика, а для управления бизнесом в целом. Если сформулировать еще точнее, то бюджетирование — это инструмент повышения эффективности бизнеса для достижения его стратегических целей. То есть бюджет — это не конь в сферическом вакууме, не отдельный отчет наподобие отчета о движении денежных средств, не «конверты», в которые мы распределяем деньги…
Я совсем на собиралась всех запугать и сказать: «Не внедряйте бюджеты, это вредно!» Просто перед тем, как заниматься бюджетированием, лучше знать все «побочные эффекты» этого инструмента. Иначе вы создадите не бюджет, а его имитацию, которая никакой пользы компании не принесет. Очень опасно создавать из бюджета каргокульт, как аборигены в Африке, которые жили возле базы ВМС США и считали, что военные, которые привозят им гуманитарную помощь, — это новые божества, их надо задобрить. Компании, которые не имеют стратегии и целей, понятных KPI и финансового моделирования, тоже верят в бюджет, как в божество, которое должно дать им прибыль.
При работе с Beyond Budgeting мы не мотивируем людей на соблюдение план-фактных показателей. Мы говорим: «Наша задача быть лучшей версией себя сегодня по сравнению с предыдущим периодом. Вот у нас есть несколько показателей финансовых и не финансовых, которые мы отслеживаем. Если в этом месяце, квартале, году мы показали по сравнению с предыдущим месяцем, кварталом, годом лучший результат, то мы молодцы, то есть у нас есть определенная динамика в бизнесе, прогресс». И все. Не надо до мельчайших подробностей все бюджетировать, страдать над каждой копейкой. Дальше весь персонал вовлекается в формирование добавленной стоимости.